Вашему малышу уже недостаточно сказки о курочке рябе, теремке и колобке, которые он запомнил назубок. Теперь нужно что-то поинтереснее подавать – народные или авторские. И мы, родители радуемся увлечению ребёнка сказками, ведь они учат различать добро и зло.
Но так ли справедливы сказки? Чему они учат наших детей? Об этом я задумалась ещё в тот период, когда доченька стала жалеть съеденного колобка. Для неё этот момент был сложным, именно поэтому я решила не травмировать психику ребёнка и сочинила другой конец сказки: колобок убежал, а хитрая лиса только облизнулась. Теперь моя доченька с удовольствием слушала эту простую сказку, и много раз просила её перечитать.
А как же дело обстоит с другими сказками, с более сложным сюжетом для детей постарше? К примеру, сказка о лисе и петушке. Лиса похищает петушка, отважный кот находит дом похитительницы, вызывает на улицу друг за дружкой лисят и лису… Продолжать? В общем, в чем добро-то?
Огниво - тоже сказка хоть куда. «Добрый» солдат убивает ведьму, очень виноватую перед ним тем, что оставила его в подземелье.
Помню себя в детстве – после прочтения этой сказки я долго ходила под впечатлением. Почему-то жаль было бедную бабушку (пускай ведьму), но не главного героя. То же самое с Русалочкой Андерсена. Безответная любовь, несчастная судьба и плачевный конец истории. Грустно. Признаюсь, я даже плакала.
Нет, безусловно, я не против сказок. Я очень даже «за». Сказка развивает фантазию, образное мышление, формирует образ положительного героя, учит не бояться трудностей и ценить дружбу. Но! К выбору сказки необходимо подходить с умом, особенно подбирая сказки маленьким детям.
Как вариант - в процессе чтения переделывать сложные моменты на более позитивные. Современные дети умны не по годам, а значит и все сказочные тонкости они прекрасно замечают.
Покупая книгу со сказками, обязательно просмотрите даже знакомые вам рассказы, так как вы можете быть неприятно удивлены. Раньше, в советское время, существовало что-то вроде цензуры для сказок, поэтому сюжет известных нам с детства сказочных историй иногда отличается от современных интерпретаций. Например, Мальчик-с-пальчик в варианте моего детства ушёл с братьями в лес и заблудился, а гораздо позже довелось узнать другой ход событий, в котором «добрые» папа с мамой несколько раз отводят детишек в лес и оставляют там, так как дома кормить детей нечем.
Если у вас уже есть не очень добрые сказки, постарайтесь в процессе чтения или пересказывания самостоятельно, на ходу корректировать сказочный сюжет. Наблюдайте, как ребёнок реагирует на прочтение сказки, ведь есть очень впечатлительные детки.
Слушая сказку, ребёнок воспринимает, прежде всего, сюжет, развивая художественное воображение. И логика здесь подключается в последнюю очередь. Но, тем не менее, есть дети, которые могут очень буквально воспринять рассказ.
Понятно, что идеальных, стерильных сказок не найти, особенно среди народных. Да и понятие идеальности уж слишком растяжимое. Но всё-таки, фильтровать сказки приходится, во всяком случае, для детей дошкольного возраста.
Нуара специально для
женского сайта Умка